33
75-летию Высшего образования в Якутии и 35-летию города Нерюнгри (2-3 апреля 2010
г.) : секции 1-2. – Нерюнгри : Изд-во ТИ (ф) ЯГУ, 2010. – С. 217-220.
Ефремова Д. Ю.
Геоэкологический мониторинг Амуро-Якутской железнодорожной маги-
страли «Беркакит - Томмот - Якутск»
Железнодорожное строительство в условиях криолитозоны требует развития инфра-
структуры. В ее состав обычно входят: станции и узлы, устройства и сооружения путевого,
пассажирского, грузового хозяйств, сооружения и сети водоснабжения, канализации, тепло-
снабжения, электроснабжения, связи и автоматизированного управления железнодорожным
транспортом; служебно-технические, жилые и общественные здания поселков на линейных и
узловых раздельных пунктах, специальные сооружения.
Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта ведет к вторжению в ланд-
шафт, способствует трансформации рельефа, гидро-, гео- и в целом служит источником за-
грязнения окружающей среды.
Для контроля воздействия на окружающую среду обычно используется мониторинг. В
его функции, как правило, входит оценка, прогноз и разработка мероприятий по предотвра-
щению чрезвычайных ситуаций. Разработке и проведению геокриологического мониторинга
на железных дорогах криолитозоны посвящены работы Позина В.А., Кондратьева В.Г., [1]
Мельникова П.И. [3] Шестернева Д.М.[4] и др. В этих и др. работах, как правило, уделяется
больше внимания решению технических и инженерно-геокриологических задач. В функцио-
нальную схему инженерно-геокриологического мониторинга, на наш взгляд целесообразно
включить экологическую составляющую. Этот аспект проблемы нами решался в рамках про-
граммы государственного контракта № 1090:
«Комплексный
инженерно-
геокриологический мониторинг в полосе трассы железной дороги АЯМ «Беркакит - Томмот -
Якутск» и разработка научно-методических основ рациональной ее эксплуатации». Научный
руководитель работ д.т.н. Шестернев Д.М. Таким образом функциональные задачи инженер-
но-геокриологического мониторинга были нами расширены и решались на основе инженер-
но-геокриологического районирования Амуро-Якутской железнодорожной магистрали.
Полученные результаты исследований, позволили разработать типизацию воздействия
различных типов инженерных объектов инфраструктуры ж.д. АЯМ на трансформацию крио-
генных систем, позволяющих обосновать выделение трех типов природно-техногенных
ландшафтов (Табл. 1). Данная типизация позволит решить проблему совершенствования
функциональной системы мониторинга, предложенной П. А. Королевым [2], и расширенной
Д.М. Шестерневым [4] для железной дороги АЯМ.
Факторы воздействия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на
окружающую среду нами классифицированы по следующим признакам: механические
(твердые отходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных, путевых и
других машин); физические (тепловые излучения, электрические ноля, электромагнитные
поля, шум, вибрация, радиация и др.); химические вещества и соединения (кислоты, щелочи,
соли металлов, альдегиды, ароматические углеводороды, краски и растворители и др.), кото-
рые подразделяются не чрезвычайно опасные, высоко опасные, опасные и малоопасные;
биологические (макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы).
На постоянно селитебные ландшафты приходится воздействие всех перечисленных фак-
торов. Временно селитебные ландшафты подвергаются в большей и смени воздействию фи-
зических и химических факторов, не селитебные - подвержены воздействию преимуще-
ственно механических факторов. Эти факторы могут действовать на природную среду дол-
говременно, сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно. Время действия факторов
не всегда определяет размер вреда, наносимого природной среде. По масштабам действия
вредные факторы по (разделяются на действующие - на небольших площадях, действующие