Table of Contents Table of Contents
Previous Page  33 / 74 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 33 / 74 Next Page
Page Background

33

75-летию Высшего образования в Якутии и 35-летию города Нерюнгри (2-3 апреля 2010

г.) : секции 1-2. – Нерюнгри : Изд-во ТИ (ф) ЯГУ, 2010. – С. 217-220.

Ефремова Д. Ю.

Геоэкологический мониторинг Амуро-Якутской железнодорожной маги-

страли «Беркакит - Томмот - Якутск»

Железнодорожное строительство в условиях криолитозоны требует развития инфра-

структуры. В ее состав обычно входят: станции и узлы, устройства и сооружения путевого,

пассажирского, грузового хозяйств, сооружения и сети водоснабжения, канализации, тепло-

снабжения, электроснабжения, связи и автоматизированного управления железнодорожным

транспортом; служебно-технические, жилые и общественные здания поселков на линейных и

узловых раздельных пунктах, специальные сооружения.

Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта ведет к вторжению в ланд-

шафт, способствует трансформации рельефа, гидро-, гео- и в целом служит источником за-

грязнения окружающей среды.

Для контроля воздействия на окружающую среду обычно используется мониторинг. В

его функции, как правило, входит оценка, прогноз и разработка мероприятий по предотвра-

щению чрезвычайных ситуаций. Разработке и проведению геокриологического мониторинга

на железных дорогах криолитозоны посвящены работы Позина В.А., Кондратьева В.Г., [1]

Мельникова П.И. [3] Шестернева Д.М.[4] и др. В этих и др. работах, как правило, уделяется

больше внимания решению технических и инженерно-геокриологических задач. В функцио-

нальную схему инженерно-геокриологического мониторинга, на наш взгляд целесообразно

включить экологическую составляющую. Этот аспект проблемы нами решался в рамках про-

граммы государственного контракта № 1090:

«Комплексный

инженерно-

геокриологический мониторинг в полосе трассы железной дороги АЯМ «Беркакит - Томмот -

Якутск» и разработка научно-методических основ рациональной ее эксплуатации». Научный

руководитель работ д.т.н. Шестернев Д.М. Таким образом функциональные задачи инженер-

но-геокриологического мониторинга были нами расширены и решались на основе инженер-

но-геокриологического районирования Амуро-Якутской железнодорожной магистрали.

Полученные результаты исследований, позволили разработать типизацию воздействия

различных типов инженерных объектов инфраструктуры ж.д. АЯМ на трансформацию крио-

генных систем, позволяющих обосновать выделение трех типов природно-техногенных

ландшафтов (Табл. 1). Данная типизация позволит решить проблему совершенствования

функциональной системы мониторинга, предложенной П. А. Королевым [2], и расширенной

Д.М. Шестерневым [4] для железной дороги АЯМ.

Факторы воздействия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на

окружающую среду нами классифицированы по следующим признакам: механические

(твердые отходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных, путевых и

других машин); физические (тепловые излучения, электрические ноля, электромагнитные

поля, шум, вибрация, радиация и др.); химические вещества и соединения (кислоты, щелочи,

соли металлов, альдегиды, ароматические углеводороды, краски и растворители и др.), кото-

рые подразделяются не чрезвычайно опасные, высоко опасные, опасные и малоопасные;

биологические (макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы).

На постоянно селитебные ландшафты приходится воздействие всех перечисленных фак-

торов. Временно селитебные ландшафты подвергаются в большей и смени воздействию фи-

зических и химических факторов, не селитебные - подвержены воздействию преимуще-

ственно механических факторов. Эти факторы могут действовать на природную среду дол-

говременно, сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно. Время действия факторов

не всегда определяет размер вреда, наносимого природной среде. По масштабам действия

вредные факторы по (разделяются на действующие - на небольших площадях, действующие