Table of Contents Table of Contents
Previous Page  28 / 74 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 28 / 74 Next Page
Page Background

28

соответствия проектной документации. Населению были предоставлены законопроекты и

нормативная база, которые способствуют решению экологических проблем при реализации

промышленных проектов

.

В результате этой встречи было принято решение создать в селе

инициативную общественную группу, проведена ее учредительная конференция

.

Инициа-

тивная группа жителей Тяни разработала проект общественного участия в проекте промыш-

ленного освоения на их землях, приняла участие в конкурсе грантов ГГФ и выиграла грант с

целью сохранения уникальной природы Тянского национального эвенкийского наслега при

развертывании горнодобывающей деятельности и сохранение здоровья коренного малочис-

ленного населения, которое ведет традиционный образ жизни.

В этом году в РФ заработал новый механизм предоставления охотничьих и рыбных уго-

дий, согласно которому эти угодья по конкурсу идут в аренду. Как правило, выигрывают эти

конкурсы те юридические лица, которые имеют свободные финансы, или имеют тесные свя-

зи с организаторами конкурсов. Поэтому получилось, что обширные охотничьи угодья на

территориях оленьих пастбищ Тяньской общины были по конкурсу отданы в аренду ИП из

г.Олекминска. Юридические консультации, ко времени предоставленные тяньским эвенкам,

позволили им отсудить свои земли и расторгнуть Договор об аренде с ИП. Сейчас появилась

новая проблема: у Правительства РФ есть планы прокладки газопровода через земли олек-

минских эвенков, против чего жители четырех национальных сел Токко, Куду-Кюёль, Бясь-

Кюёль и Тяня категорически возражают, т.к. есть альтернатива прокладки газопровода па-

раллельно ранее проложенному нефтепроводу ВСТО-1.

Ячейка СОЭМ в Алдане работает уже года два, они выиграли грант ГГФ по по расшире-

нию участия коренных жителей в мониторинге за промпроектами в Алданском районе, в

рамках которого было разработано Положение о проведении общественных слушаний.

Нам удалось принять участие в семинаре, проведенном в с.Хатыстыр Алданского райо-

на, где проведена секция по защите экологических прав КМНС, ведению общественного

экологического контроля за промышленными проектами. Сейчас трудно, но идет активный

процесс передачи земли во владение ряду коренных общин с. Хатыстыр.

Далее были встречи в с. Иенгра в Нерюнгринском районе, где работает ячейка СОЭМ,

встреча с Ю.В. Юхновцем, главой с. Иенгра. Здесь зарегистрирован Союз родовых кочевых

общин «Орон» (рук. Лебедев А.З.), с которым разработан план дальнейшей работы в части

защиты прав малочисленных коренных народов. Ячейка СОЭМ в Иенгре активно продвигала

вопрос о собственности на земли традиционного природопользования. В этом году этот во-

прос решен - Совет депутатов г. Нерюнгри положительно решил вопрос о землях, принадле-

жащих национальному МО – с. Иенгра.

В рамках сотрудничества с Комитетом по проблемам Арктики и КМНС при Госсобра-

нии РС (Я) Ил Тумэн экологи с момента реализации мегапроекта ВСТО-1 на территории

Якутии постоянно поднимали тему внедрения в практику этноэкологической экспертизы,

реальной компенсации ущерба территориям КМНС, доводили на всех встречах и семинарах

для представителей КМНС информации о возможности требовать от Правительства РС (Я)

продвижения законов, защищающих жизненно важные интересы КМНС, а также требовать

от АК «Транснефть» адекватного возмещения ущерба. Большая победа наших объединенных

усилий с законодательным органом и ячейками СОЭМ - представителями КМНС выразилась

в принятии первого в Российской Федерации Закона Республики Саха 820-3 № 537-IV «Об

этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяй-

ственной деятельности коренных малочисленных народов севера РС(Я)» от 14.04.2010

г. Согласно этому закону заказчики вновь реализуемых проектов, затрагивающих земли

КМНС, будут оплачивать проведение этнологических экспертиз. Положительное заключение

этнологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реа-

лизации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного прожива-

ния и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. А отрицательное

заключение этнологической экспертизы является основанием для запрета реализации объек-

та этнологической экспертизы.