28
Англию, в город Кембридж, по приглашению Кембриджского университета на
международную конференцию о шаманизме.
«Сначала не верилось, – говорит Октябрина, – и в душе жило постоянно какое-то
смятение: я – простая эвенкийка – да в Англию, не верю». Но прошло время и в мае 1997г .
Савелий и Октябрина получили документы, надо ехать. Растолкала троих ребятишек по
родственникам (Октябрина – вдова, живет без мужа). Провожала ее в Англию родная
Золотинская школа, дали немного денег. Остальные назанимали у знакомых... В Якутске
за 3 часа оформили заграничные паспорта, в Москве – визы. И вот уже посадка в
лондонском аэропорту Хитроу. Как во сне: пять человек из далекой северной страны
Якутии – в Англии. Но Савелий за границей не растерялся, камлая в громадной аудитории
примерно час. Его камлание носило характер благословения, помогала ему Октябрина. В
этом камлании, рассказывает Октябрина, Савелий «слетал» в родное село Иенгра,
посмотрел все ли дома спокойно, передал помощнице, что дома все нормально, не
переживай, дети в порядке – один в тайге, две дочери дома. После камлания Октябрина
не удержалась и сразу позвонила домой. Все так и было, как сказал Савелий. 7 дней
длилась эта удивительная для простой эвенкийки поездка. Уже дома, в череде
привычных хлопот многодетной матери, долго собиралась с мыслями. От поездки
остались приятные воспоминания. Там люди живут интересней, да и им интересно, как
мы живем, а нам полезно посмотреть, как живут там.
Второй раз за границу Октябрина собиралась в ноябре 1999 года, уже в Канаду.
Попросила в городской администрации книгу о Нерюнгри, нашила своих маленьких
сувениров, кое-как насобирала денег на авиабилет до Москвы и обратно, остальные
расходы канадцы брали на себя. Конференция, в которой предстояло участвовать
Октябрине, называлась «Циркумполярная международная конференция женщин».
Разные жизни, разные судьбы.
«Летала в Канаду, смотрела в окно самолета, думала, как огромна Земля и людей
много. Мне вот опять повезло: нашли в такой глуши и пригласили. Значит, там, за
границей, людей интересует, как живут эвенки.
Москва – Амстердам, Уайтхорст. Городок небольшой, 30 тыс, населения –
индейцы, американцы, эскимосы. У эскимосов некоторые слова схожи с эвенкийскими.
Все встречи были очень душевными.
Старая эскимоска спела песню, подошла ко мне, обняла, потрогала мою длинную
косу, и спросила: «Настоящая? Это хорошо!».
Один индеец из Америки по имени Тони хорошо говорил по-русски, потом
рассказал, что был в Нерюнгри, Тынде, Якутске в 1991 году. Даже не верилось, что
Нерюнгри знают в Канаде. Тони на конференции торговал бубнами , 200-250 долларов за
штуку. И вообще индейцы там живут только за свои средства, поэтому много работают,
денег у государства не просят, занимаются народными промыслами, а государство им в
этом не мешает».
Еще Тони приглашал Октябрину в Америку на фестиваль Большого Бубна. «Но на
это я не рассчитываю», – ответила эвенкийка.
На конференции Октябрина Наумова читала свой доклад на русском языке.
Рассказывала о селе Иенгра и о малом эвенкийском народе, городе Нерюнгри. Подарила




