Previous Page  32 / 54 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 32 / 54 Next Page
Page Background

32

– две дочери, а в их совместной жизни Феня была первенцем. Родились еще четыре

дочери. Но она всегда чувствовала, что в большой семье – самая любимая, что на нее

возлагают большие надежды. И большую ответственность. Бывало, отец уедет рано в

тайгу, проведает оленей, все ли на месте, вернется домой и запоем читает. Глядя на него,

хотелось научиться читать и много знать и ей. Он показывал маленькой Фене картинки,

рассказывал о том, что есть другой мир, который она обязательно увидит. Но для этого

надо учиться.

– Отец мечтал, чтобы я училась в Ленинграде, – вспоминает Феня Матвеевна. – Нет,

он никогда не был в этом городе, но когда-то в молодости ему предлагали учиться в

Ленинграде. А не поехал он из-за меня: я появилась на свет, семья стала большой, не до

учебы. Отца не стало, когда я училась в 6-м классе. А у меня его мечта прочно «засела» в

голове. Мама мечтала, чтобы я стала учительницей. А бабушка хотела, чтобы я была

просто эвенкийкой, просто женщиной. Чтобы умела шить, готовить. Она не видела другой

жизни, не знала городов и цивилизации. Она была мастерицей и я вечно крутилась возле

нее, помогала. Мама же стояла на своем: нет, она должна стать учителем. Сейчас другая

жизнь, и дети должны быть грамотными.

...Когда-то род Пуягир назывался несколько иначе Баягир. Предки Фени Матвеевны

жили недалеко от Байкала, а затем расселились в Читинской области, в Бурятии, в

Амурской области. Кочуя на оленях, «якутский» род Пуягир осел в Якутии. Когда дочери

Лехановых остались круглыми сиротами (их мама умерла от болезни двумя годами позже

отца), их дедушка Човина напоминал Фене: помни, ты из рода Пуягир, у нас в роду нет

мальчиков и ты должна быть ответственной за весь род. Так сложилась судьба, умер

единственный брат Фени Матвеевны. После смерти родителей ушли из жизни тети, дяди.

Трудное это было время, на ее попечении остались сестры, мал-мала меньше. Вот тогда и

решила Феня Матвеевна, заканчивая десятилетку, воплотить в жизнь мечту отца и матери

– стать учителем и образование получить непременно в Ленинграде.

Незаметно пролетели четыре года учебы в Ленинградском педагогическом

институте им. Герцена. Феня Леханова выбрала специальность преподавателя начальных

классов, потому что на этом факультете нужно было учиться всего четыре года – вместо

пяти на других. Она вернулась в село учителем начальных классов и начала преподавать

детям эвенкийский язык. Разумеется, это было непросто. Нужно было создавать свою

методику, в ее создании большую роль сыграла кандидат филологических наук

С.П.Васильева (институт национальных школ в Якутске), лаборатория эвенкийского языка

и культуры.

– Когда я была маленькой, даже и предположить не могла, что наступит в селе

другая жизнь, – говорит Феня Матвеевна. – А бабушка нам часто говаривала: другая жизнь

наступит, оленей станет меньше. Так оно и получилось, начал строиться БАМ, некоторое

время бамовцы жили в нашем селе, и сельчане начали говорить на русском. Хотя у нас в

школе были классы, где учились дети из тайги, им преподавали родной язык еще с 70-х

годов. Предстояло учить языку ребятишек села, которые ни слова не знали по-эвенкийски.

Сейчас я учусь в аспирантуре, в МГУ им. Ломоносова, в центре интенсивного обучения

иностранным языками. Эту методику интенсивного обучения иностранным языкам

Галины Алексеевны Китайгородской я и внедрила. Методика очень интересная, ее можно