68
грузооборот – 11,8 млн тонн). В стадии проектирования - железная дорога "Косаревский - Селигдарский
ГХК (14 км пути с планируемым грузооборотом 6,4 млн тонн).
Богатые месторождения
Уже сегодня в районе участка "Беркакит - Томмот" работает несколько промышленных объектов, кото-
рые приступают к эксплуатации месторождений полезных ископаемых. Погрузка предприятия «Эрэл» со-
ставляет 900 тысяч тонн груза в год. ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри» - 400 тысяч тонн. «Алданзолото» -
погрузка 5 тонн золота в год, выгрузка – 100 тысяч тонн.
Строительство железнодорожных веток и начало работы новых промышленных предприятий позволит
достичь большей рентабельности и эффективности всей существующей и строящейся железнодорожной
инфраструктуры, что в свою очередь, должно сказаться на скорости движения составов и на снижении та-
рифов для грузоотправителей.
Согласованность действий
«Каждое новое предприятие начинается с железнодорожного тупика»
,- отметил в ходе круглого стола
«Опережающее развитие транспортной и электросетевой инфраструктуры - основа экономического роста
Южной Якутии» рамках первого Нерюнгринского бизнес-форума главный инженер ОАО АК
«Железные дороги Якутии»Александр Курчатов. С эксплуатации железнодорожных тупиков, то есть погрузки готовой
продукции, и начинается возврат инвестиций в новые предприятия.
На этом же круглом столе эксперты проанализировали планируемые объемы перевозок в рамках реали-
зации проекта "Комплексное развитие Южной Якутии". Еще в 2009 году в графе «объемы перевозок» стоял
просто ноль. С тех пор график только рос. В 2010 году – 2,08 млн тонн, в 2011 - 2,29 млн тонн, в 2012 –
4,47, в 2013 – 10,15 млн тонн. В случае успешной дальнейшей реализации к 2017 году перевозки могут вы-
расти до 30 миллионов тонн.
По словам Александра Курчатова, железнодорожную инфраструктуру необходимо реконструировать
под планируемые объемы производства. На этом настаивают, в частности, все угледобывающие компании,
входящие в проект комплексное развития Южной Якутии. Здесь большая координирующая роль принад-
лежит именно "Корпорации развития Южной Якутии", которая согласовывает и направляет действия всех
участников проекта – и промышленников, и транспортников.
Ответ современным вызовам
Есть хорошие новости в плане дальнейшего продвижения проектов развития Южной Якутии. В бли-
жайшее время будут внесены изменения в федеральную целевую программу «Развитие транспортной си-
стемы России (2010-2015 годы)». Цель – открыть финансирование строительства железнодорожной ветки
до Инаглинского угольного комплекса.
Прорабатывается вопрос по включению строительства первой очереди железнодорожной линии до Та-
ежного ГОКа в федеральную целевую программу «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
Решается вопрос по финансированию строительства энергетической инфраструктуры для объектов первой
очереди.
В Корпорации надеются, что господдержка по строительству инфраструктуры первой очереди будет
обеспечена в полной мере. Оптимизм внушает и поручения заместителя Председателя Правительства
РФ Аркадия Дворковича, которое он дал соответствующим органам федеральной власти 18 марта на сове-
щании, посвященном реализации «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и
энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Речь, в частности, идет о проработке схемы финансо-
вого обеспечения строительства электросетевой инфраструктуры для промышленных объектов первой оче-
реди инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии".
Почему необходимо участие государства?
Если стоимость строительства промышленных объектов первой очереди по Южно-Якутскому проекту
составит около 100 млрд рублей, то необходимый объем господдержки на инфраструктуру обойдется 14
млрдрублей. Получается, что на один рубль государственных инвестиций предполагается привлекать бо-
лее шести рублей частных. По расчетам экспертов без государственной поддержки строительства инфра-
структуры все промышленные проекты являются нерентабельными, то есть производство будет иметь от-
рицательный чистый дисконтированный доход.
Подводя итоги