29
…И вот наступила торжественная минута. Укладку последнего звена железнодорож-
ного пути выполнила известная на БАМе бригада А. Иванченко. Не менее известные на ма-
гистрали бригадиры Н. Жарчинский из СМП-577 и В. Кударь из СМП- 591 открыли мону-
мент с надписью: “Строителям БАМа, проложившим путь к несметным богатствам Якутии”.
Кстати, бригада Василия Кударя выполняла и опалубку памятника в том же 1977-мгоду.
Звучали в этот день слова приветствий строителям и благодарности за их труд. Завер-
шился праздник торжественным собранием, вечером, в ДК «Маяк»
Ильяш, Галина Петровна. «… И вот наступила торжественная минута»: 29 октября – 20
лет со дня прибытия первого поезда на ст. Беркакит / Г. П. Ильяш // Индустрия Севера. –
1997. – 29 окт.
Квитковская Е.
Малый БАМ: на Беркакит – зеленый
!
С выполнением задания по укладке рельсов на станции Золотинка, усилия железнодорож-
ных транспортников сконцентрировались на завершающем участке Малого БАМа - от Золотин-
ки до будущей станции Беркакит. Строительство самой станции Беркакит, запроектированной
как крупнейший железнодорожный транспортный узел, началось задолго до того дня, когда пу-
теукладчик из Золотинки отправился к завершающему пункту северной ветки. Для стационарно-
го обслуживания узла было решено построить постоянный посёлок. 18 декабря 1975 года, из Зо-
лотинки отправился первый десант, состоявший из автомобиляМАЗ-500 с металлическим ва-
гончиком в прицепе, бульдозера и строительного крана. Миновав старый Беркакит и свернув с
АЯМа влево, первопроходцырасчистили площадкуна месте будущего поселка, установили
электростанцию и вагончик с надписью «Даёшь Беркакит!». В составе первого десантабыла
бригада плотников Василия Кударя из 12 человек из СМП-578. Вскоре к ним стало прибывать
пополнениеиз того же, разросшегося к тому времени СМП-578. Из прибывающих«новобран-
цев» специально для строительства посёлка был создан строительно-монтажный поезд№591,
куда вошла и бригада В.П. Кударя.
В эти же декабрьские дни, для возведения Беркакита в Кемерово был сформирован отряд
добровольцев. В задачу специально созданного ССМП «Кузбасс» входило построить посёлок
в период 1976-1978 гг. Утром 21 декабря 1975 года состав «кузбассовцев» из 62 вагонов при-
был на станцию Тында. Уже 22 декабря первая бригада плотников прибыла на новостройку.
Первостроители селились в вагончиках, привезённых с собой. Уже 3 января 1976 г. началось
возведение деревянныхдомов. Набранный «кузбассовцами» темп отражал лозунг вагончика
под номером 21 - «Построим посёлок Беркакит на год раньше установленного срока!». К кон-
цу февраля первый дом принял новосёлов. Второго апреля 1977 г. был заложен блок под пер-
вый 48-квартирный дом каменной застройки. Начальник ССМП «Кузбасс» В.П. Скударнов
следующим образом выразил ответственность и решительность своих подопечных: «Мы обя-
заны построить для железнодорожников красивый посёлок, в котором будут полностью бла-
гоустроенные квартиры, со всеми необходимыми социально-культурными объектами. Забьём
последний гвоздь, а потом уж уедем из Беркакита поездом по новой дороге. А о себе оставим
в Южной Якутии хорошую память - Беркакит, построенный в основном, из материалов, кото-
рые нам поставляет Кузбасс. Внесём свой посильный вклад в сооружение угольного комплек-
са!»
В 1977 г. для строительства станции Беркакит было решено создать отряд из представи-
телей якутской комсомолии. 12 апреля якутские юноши и девушки в количестве 32-х человек
из различныхрайонов республики прибыли в самую горячую точку строительства Малого
БАМа. На базе строительно-монтажного поезда №595 был сформирован отряд «Юность Яку-
тии». Бойцами отряда были построены временные здания и сооружения станции, постоянные