4
История строительства БАМа
Идея строительства дороги была выдвинута впервые в 80-е годы 19 века. В 1888 году в
Русском техническом обществе обсуждался проект постройки тихоокеанской железной до-
роги через северную оконечность Байкала, после чего в июле — сентябре 1889 года под ру-
ководством полковника Н. А. Волошинова велись глазомерная съёмка и обследования на
маршрутах от р. Ангары через Байкальский и Северо-Муйский хребты в долину р. Муя и
между р. Буя и р. Чёрный Урюм — как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса БАМа.
Изыскатели, учитывая сложные физико-географические условия и слаборазвитую эко-
номику, сделали вывод о громадных трудностях и непомерных расходах при прокладке до-
роги. Был выбран южный вариант трассы в районе оз. Байкал.
1906 г.
В России вновь обсуждается идея "Второго Транссиба". В 1911 г. на маршрутах
Иркутск - Жигалово, Тироть - Жигалово, Тулун - Усть-Кут, Тайшет - Усть-Кут вели изыска-
ния партии инж. П. И. Михайловского и И. И. Афонина, продолженные под руководством
Михайловского по распоряжению правительства в 1914. В районе р. Амур также в то время
велись обследования трассы с целью прокладки железнодорожного пути от золотодобываю-
щих приисков в районе р. Бодайбо, обеспечения связи этих районов с Транссибирской маги-
стралью. Инициатива исходила от частных лиц и предпринимателей.
Однако, идея сооружения второй широтной железнодорожной магистрали через север-
ную оконечность озера Байкал в дореволюционный период и вплоть до 30-х годов не полу-
чила практического разрешения.
В 1924 г. Совет Труда и Обороны СССР утвердил перспективный план строительства
железных дорог страны. В бумагах впервые обозначены контуры будущего "Второго Транс-
сиба".
В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск начал проводить топографиче-
скую разведку будущей трассы БАМа. Материалы были использованы в 1930 г. при разра-
ботке предложений правительству о прокладке второго широтного пути через Сибирь. Тогда
дорога впервые получила условное название Байкало-Амурской магистрали. В 1931 были
проведены рекогносцировочные изыскания на участке Бам (Бамовская) – Тында.
В 1932 г. вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской желез-
ной дороги», по которому было создано Управление строительства БАМ, были развёрнуты
проектно-изыскательские работы и началось строительство.
Впервые на картах появляется станция Бам (на Транссибе). Определено генеральное
направление трассы БАМ с опорными пунктами Тайшет - север Байкала - Тындинский - Ур-
гал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Начато строительство линии Бам - Тындин-
ский (позднее - Малый БАМ).