Previous Page  3 / 54 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 54 Next Page
Page Background

4

История строительства БАМа

Идея строительства дороги была выдвинута впервые в 80-е годы 19 века. В 1888 году в

Русском техническом обществе обсуждался проект постройки тихоокеанской железной до-

роги через северную оконечность Байкала, после чего в июле — сентябре 1889 года под ру-

ководством полковника Н. А. Волошинова велись глазомерная съёмка и обследования на

маршрутах от р. Ангары через Байкальский и Северо-Муйский хребты в долину р. Муя и

между р. Буя и р. Чёрный Урюм — как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса БАМа.

Изыскатели, учитывая сложные физико-географические условия и слаборазвитую эко-

номику, сделали вывод о громадных трудностях и непомерных расходах при прокладке до-

роги. Был выбран южный вариант трассы в районе оз. Байкал.

1906 г.

В России вновь обсуждается идея "Второго Транссиба". В 1911 г. на маршрутах

Иркутск - Жигалово, Тироть - Жигалово, Тулун - Усть-Кут, Тайшет - Усть-Кут вели изыска-

ния партии инж. П. И. Михайловского и И. И. Афонина, продолженные под руководством

Михайловского по распоряжению правительства в 1914. В районе р. Амур также в то время

велись обследования трассы с целью прокладки железнодорожного пути от золотодобываю-

щих приисков в районе р. Бодайбо, обеспечения связи этих районов с Транссибирской маги-

стралью. Инициатива исходила от частных лиц и предпринимателей.

Однако, идея сооружения второй широтной железнодорожной магистрали через север-

ную оконечность озера Байкал в дореволюционный период и вплоть до 30-х годов не полу-

чила практического разрешения.

В 1924 г. Совет Труда и Обороны СССР утвердил перспективный план строительства

железных дорог страны. В бумагах впервые обозначены контуры будущего "Второго Транс-

сиба".

В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск начал проводить топографиче-

скую разведку будущей трассы БАМа. Материалы были использованы в 1930 г. при разра-

ботке предложений правительству о прокладке второго широтного пути через Сибирь. Тогда

дорога впервые получила условное название Байкало-Амурской магистрали. В 1931 были

проведены рекогносцировочные изыскания на участке Бам (Бамовская) – Тында.

В 1932 г. вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской желез-

ной дороги», по которому было создано Управление строительства БАМ, были развёрнуты

проектно-изыскательские работы и началось строительство.

Впервые на картах появляется станция Бам (на Транссибе). Определено генеральное

направление трассы БАМ с опорными пунктами Тайшет - север Байкала - Тындинский - Ур-

гал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Начато строительство линии Бам - Тындин-

ский (позднее - Малый БАМ).