11
нодорожной магистрали", 19 января 1999 г. Постановление Правительства РФ № 481 "Во-
просы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали"
Все это не позволяет назвать БАМ дорогой без будущего, и не случайно работы по стро-
ительству Северо-Муйского туннеля не были свернуты даже в самые тяжелые для экономи-
ки России времена.
Строительство туннеля через хребет заняло более 25 лет. Первый поезд по тоннелю
прошёл 21 декабря 2001 года, но в постоянную эксплуатацию тоннель был принят только 5
декабря 2003 года. Общая длина горных выработок тоннеля - 45 км; вдоль всей длины тон-
неля проходит выработка меньшего диаметра, используемая для откачки воды, размещения
инженерных систем и доставки технического персонала. Вентиляция обеспечивается тремя
вертикальными шахтными стволами. Безопасность прохождения поездов через тоннель
обеспечивают, помимо прочего, системы сейсмического, радиационного контроля. Для под-
держания микроклимата в тоннеле на обоих его порталах установлены специальные ворота,
открываемые только для прохождения поезда. Инженерные системы тоннеля управляются
специальной
автоматизированной
системой, разработанной в Конструкторско-
технологическом институте вычислительной техники Сибирского отделения Российской
академии наук
Окончательным завершением строительства Байкало-Амурской магистрали может счи-
таться 5 декабря 2003 г., когда было открыто движение по Северо-Муйскому тоннелю. По
своей протяженности (15 343 м) он является самым длинным тоннелем в России и пятым в
мире. По условиям строительства тоннель не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие под-
земных вод, осыпи, обвалы, тектонические разломы.
Несмотря ни на что, история Байкало-Амурской магистрали продолжается.