14
ков. Их будет четыре на трассе. Первый, так называемая станция примыкания, разме-
стится предположительно в районе Нерюнгри-Пассажирская. То есть, повторю еще
раз, Якутская магистраль обретает формы реального дела. И сейчас, на старте строи-
тельства, крайне важно взять высокий темп, не допустить раскачки. Тем более, что
уже, сейчас ясно видны все сложности предстоящей работы, все «подводные камни»,
организационные и прочие неурядицы.
Начать с того, хотя бы, что сам по себе головной участок будущей дороги чрез-
вычайно сложен в инженерном и геологическом отношении. Достаточно сказать,
например, что на сорокакилометровом отрезке от Беркакита до Чульмана надо по-
строить 5 больших (по 200 и более метров) мостов. Строителям в изобилии встретят-
ся мокрые выемки, наледи. По трассе почти сплошняком идут косогорность, осыпи,
чередование мерзлых и талых грунтов и т. п. На БАМе, кстати сказать, только в рай-
оне Нюкжи строители столкнулись с участками подобной трудности, а здесь такова
почти вся трасса.
Следовательно, от трудовых коллективов потребуется максимум усилий, чтобы
уложиться в графики. Ну, а подкрепить и по сути дела обеспечить высокий темп
должны будут безукоризненно выполненная рабочая документация, четкое матери-
ально- техническое снабжение, хорошо налаженное финансирование. А для этого уже
сейчас надо оказать всемерную помощь изыскателям, проектировщикам, рабочим
формированиям.
Вот, к примеру, вопрос с запчастями. Экспедиция Мосгипротранса сейчас не без
оснований говорит о них как о первостепенной проблеме. Без запчастей невозможна
бесперебойная работа вездеходов, бурстанков, а в итоге — быстрое и четкое испол-
нение проектных изысканий. Госснаб ЯАССР пока никак не берет на себя заботу о
снабжении экспедиции. Да, заявки на запчасти были поданы с опозданием, но ведь на
то есть объективные причины — весь прошлый год строительство дороги было под
вопросом. А теперь, когда дело завертелось, нецелесообразно прятать за канцеляр-
скими крючками неумение или нежелание помочь изыскателям.
Им, кстати, нужно срочно решать и вопросы финансирования, перенеся их из
Тынды в Нерюнгри. Здесь, по логике вещей, должна быть с оздана в ближайшее время
группа заказчика.
Заканчивая разговор о самых неотложных проблемах, скажем о необходимости
всех, имеющих то или иное отношение к будущей железной дороге, всемерно и без
проволочек оказывать помощь в ее строительстве. Пока, увы, такого нет. Для примера
сошлемся на якутский институт мерзлотоведения. Кому, как не ему, дать изыскателям
основанные на многолетних наблюдениях рекомендации по мерзлотам, их разработ-
кам, по строительству зданий и сооружений на трассе и т. д. Свою лепту в обще е дело
могут и должны внести Якутгражданпроект, другие институты и ведомства республи-
ки.
Не надо забывать опыт БАМа, показывающий, к каким неприятным последствиям
приводит неучастие местных научно -исследовательских организаций в проектирова-
нии.
А теперь вернемся непосредственно к заботам сегодняшнего дня. 374 -
километровая трасса до Томмота до 1986 года уже будет иметь четкий и окончатель-
ный «портрет». Сейчас окончательно определено «русло» для головного 80 -
километрового отрезка. Дальше возможны варианты. Вс е будет зависеть от того, ка-
кое из железорудных месторождений (Десовское или Таежное) будет намечено к пер-
воочередной разработке. За предстоящую зиму экспедиции Москгипроэнерготранса и
предстоит сделать исчерпывающие сравнения обоих вариантов. Ну, а до зимы (по со-
циалистическим обязательствам—до 12 октября) предстоит выполнить годовой план.
И потому все партии работают сейчас с максимальной отдачей.
… Еще не скоро лягут рельсы на трассе Беркакит — Томмот, но Якутская желез-