Previous Page  17 / 54 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 54 Next Page
Page Background

18

Быкадорова Т

.

Малый БАМ (к 40-летию БАМа)

Первой железнодорожной станцией на якутской земле стала станция Нагорная. Ее строитель-

ство началось в феврале 1975г. с передового десанта строителей из только что созданного СМП-577

Управления «БАМстройпутъ». В его состав входил и отряд «Якутский комсомолец». Задачей отряда

являлась подготовка базы для приема основных сил строителей - расчищалась площадка под буду-

щий поселок, строилось временное жилье. Закончив подготовительные работы в поселке, отряд при-

ступил к непосредственной работе на магистрали: рубили и расчищали просеку для трассы на линии,

намеченной изыскателями.

В апреле в Нагорном высадился основной костякСМП-577, состоящий из посланцев Орлов-

ской области, которым предстояло построить станциюи поселок строителей.Уже в мае в Нагор-

ном по склону горы ступеньками поднимались две улицы с двумя десятками зеленыхи белых

вагончиков, стояли палатки для столовой и клуба. Орловские ребята рубили и первое крупное

здание - кафе-столовую. Строился Дом культуры. Из деталей щитовыхдомов возводились:шко-

ла, поликлиника, почта, поссовет, магазины. Одновременно сооружались базы и склады для раз-

вивающейся станции.

Кроме СМП-577, в поселке базировались мехколонны№155, №156 треста «Бамстроймехани-

зация», ведущие работы на прокладке железнодорожной насыпи - отсыпалось полотно, разраба-

тывались скальные выемки.Мосты сооружали строители Мостоотряда- 55 треста «Мостострой-

10», а укладку железнодорожного полотна вели монтеры пути отряда «Якутский комсомолец».

Уже 19 декабря 1976 г. в 12 часов дня на станцию Нагорная пришел первый поезд.

Дальнейший путь на север строителям преградили отроги Станового хребта высотой около

1000 метров над уровнем моря. Ученые, специалисты, проектировщики пришли к единомумне-

нию, что эту естественную преградуневозможно преодолеть тяжеломужелезнодорожному со-

ставу. Поэтому было принято единственно возможное решение - строительство тоннеля. Его

назвали «Нагорный». Несколько раз намечалась трасса тоннеля, выбирался путь как можно ко-

роче и положе.

Строительство тоннеля было поручено Тоннельномуотряду№16 треста «Бамтоннельстрой»,

сформированномуиз опытныхметростроевцевМосквы, Ленинграда, Киева. Лагерь тоннельщи-

ков обосновался в поселке Золотинка, в 17 км от стройплощадки. 28 апреля 1975гТ несколько

тяжелых автопоездов и автобус доставили сюда первых строителей. Здесь появились первые

жилые вагончики, брезентовые склады, котлопункт.

К проходке тоннеля приступили в октябре 1975 г., одновременно с северного и южного пор-

талов. По сравнению с другими бамовскими тоннелями, якутский тоннель не так уж и велик.

Его длина всего 1239 метров, высота - 9,8 метра, ширина - 7,2 метра. Это почти в 12 раз

меньше Северомуйского, и в 6 раз короче Байкальского, однако это нискольконе умаляет его

уникальности. Впервые в стране строительство развернулось в сложныхприродныхусловиях