18
Быкадорова Т
.
Малый БАМ (к 40-летию БАМа)
Первой железнодорожной станцией на якутской земле стала станция Нагорная. Ее строитель-
ство началось в феврале 1975г. с передового десанта строителей из только что созданного СМП-577
Управления «БАМстройпутъ». В его состав входил и отряд «Якутский комсомолец». Задачей отряда
являлась подготовка базы для приема основных сил строителей - расчищалась площадка под буду-
щий поселок, строилось временное жилье. Закончив подготовительные работы в поселке, отряд при-
ступил к непосредственной работе на магистрали: рубили и расчищали просеку для трассы на линии,
намеченной изыскателями.
В апреле в Нагорном высадился основной костякСМП-577, состоящий из посланцев Орлов-
ской области, которым предстояло построить станциюи поселок строителей.Уже в мае в Нагор-
ном по склону горы ступеньками поднимались две улицы с двумя десятками зеленыхи белых
вагончиков, стояли палатки для столовой и клуба. Орловские ребята рубили и первое крупное
здание - кафе-столовую. Строился Дом культуры. Из деталей щитовыхдомов возводились:шко-
ла, поликлиника, почта, поссовет, магазины. Одновременно сооружались базы и склады для раз-
вивающейся станции.
Кроме СМП-577, в поселке базировались мехколонны№155, №156 треста «Бамстроймехани-
зация», ведущие работы на прокладке железнодорожной насыпи - отсыпалось полотно, разраба-
тывались скальные выемки.Мосты сооружали строители Мостоотряда- 55 треста «Мостострой-
10», а укладку железнодорожного полотна вели монтеры пути отряда «Якутский комсомолец».
Уже 19 декабря 1976 г. в 12 часов дня на станцию Нагорная пришел первый поезд.
Дальнейший путь на север строителям преградили отроги Станового хребта высотой около
1000 метров над уровнем моря. Ученые, специалисты, проектировщики пришли к единомумне-
нию, что эту естественную преградуневозможно преодолеть тяжеломужелезнодорожному со-
ставу. Поэтому было принято единственно возможное решение - строительство тоннеля. Его
назвали «Нагорный». Несколько раз намечалась трасса тоннеля, выбирался путь как можно ко-
роче и положе.
Строительство тоннеля было поручено Тоннельномуотряду№16 треста «Бамтоннельстрой»,
сформированномуиз опытныхметростроевцевМосквы, Ленинграда, Киева. Лагерь тоннельщи-
ков обосновался в поселке Золотинка, в 17 км от стройплощадки. 28 апреля 1975гТ несколько
тяжелых автопоездов и автобус доставили сюда первых строителей. Здесь появились первые
жилые вагончики, брезентовые склады, котлопункт.
К проходке тоннеля приступили в октябре 1975 г., одновременно с северного и южного пор-
талов. По сравнению с другими бамовскими тоннелями, якутский тоннель не так уж и велик.
Его длина всего 1239 метров, высота - 9,8 метра, ширина - 7,2 метра. Это почти в 12 раз
меньше Северомуйского, и в 6 раз короче Байкальского, однако это нискольконе умаляет его
уникальности. Впервые в стране строительство развернулось в сложныхприродныхусловиях