Previous Page  18 / 54 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 54 Next Page
Page Background

19

вечной мерзлотыи высокой активной сейсмичности, поэтому тоннель стал своеобразным экспе-

риментальным полигоном, где с помощью современной техники осваивались новые технологии

и методы строительства, решались самые, порой непредвиденные, проблемы.

То, что условия строительства действительно были необычные, подтвердилось уже на стадии

подготовительныхработ. После того, как была закончена проектная выемка тоннеля, проходчи-

ки попытались врезаться в скалу. На вид крепкая порода из-за колебаний положительных и от-

рицательных температур и действий подземных вод, оказалась рыхлой, выветренной, из-за чего

не выдерживала тяжести свода тоннеля и обваливалась. Пришлось корректировать проект и зна-

чительно увеличивать выемки уобоихпорталов.

Когда же началась проходка тоннеля, строители встретились с совершенно необычным явле-

нием - сначала просачивалась вода, потом забой стал обрастать льдом, который грозил закрыть

вход в тоннель. Ударили сорокоградусные морозы, но, несмотря на это, вода не переставала

струиться, а скальная стена на глазахпокрывалась наледью. С большим трудом строители про-

ходили такой участок, но вскоре встречался новый разлом, и все начиналось сначала.

Наступившее лето принеслоновые неожиданности:промороженная скала в забое начинала

оттаивать - потекли «слезы», забили летние родники. За час набиралось до 20 кубометров воды,

которую приходилось откачивать за пределы тоннеля. Особенно трудно было с ней бороться

проходчикам северного портала, где уклон был в сторону забоя.

Для того чтобы прекратить просачивание воды и образование огромныхналедей, было реше-

но сковать предпортальные выемки железобетонной коробкой, а при дальнейшей проходке

взять в железобетонную коробкуи своды тоннеля.

В двух забоях тоннеля работала высококлассная отечественная и зарубежная техника. С по-

мощью японских специалистов, в сентябре1977 г. были собраны и запущены в действие уни-

кальные буровые портальные рамыфирмы «Фурукава» с шестью буровыми машинами, трех-

метровой глубинойшпуров, полностьюработавшие на пневматике и гидравлике, которые зна-

чительно ускоряли проходку. Под ее рамой свободно проходилиприземистые 20-тонные карака-

тицы - мобильные и легко управляемые самосвалыМоАЗ Могилевскогоавтозавода, освобож-

давшие тоннель от породы. Сжатый воздух в забое поступал от трехмощных американских

компрессоров «Интерсол Рэнд», размещенныхна стройплощадке междупорталами. Впервые

при проходке были применены специальные оптические приборы, посылающие лазерные лучи.

С их помощьюсоблюдалась прямолинейность проходки с точностьюдо

долей миллиметра. Во время работ на Нагорнинском тоннеле родилось

немало интересныхрешений. Так, например, конструктивной новинкой

можно назвать полимербетон, в котором цемент и вода были заменены

синтетическими смолами.

Строительство под землей велось утвердившимися высокими бамов-

скими темпами. По нормативам на проходческие работыотводилось три

года, а тоннельщики «Нагорного» с первыхже дней заявили, что пробьют

«окно» в Беркакит значительнобыстрее. Рекордными темпами проходку

вели бригады А.М. Скотникова и С.А. Воронина, А.И.Бороздина.

Станция Нагорная.

19.12.1976 г.

В апреле 1977 года к строящемуся тоннелю подошел путеукладчикжелезнодорожных строи-

телей и замер. Проходчики в это время все еще пробивались под землей навстречу друг др угу.

Ждать еще полтора года, когда тоннель будет сдан под укладку железнодорожныхпутей, было

нельзя. Это привело бы к срыву сроков прихода первого поезда в Беркакит и пускудороги в экс-

плуатацию. Поэтому было решено проложить временный обход протяженностью около 4400

метров путей в сложных горно-геологическихусловияхи пропустить путеукладчик к Золотинке.

Такого на БАМе еще не было: специалисты подсчитали, что на каждый километр пути прихо-

дится 40 метров подъема. За 20 дней мехколонной №158 треста «Бамстроймеханизация» был