17
первые грузы в Тынду 8 мая 1975 года. Он снял пробу с «серебряного» звена, теперь —с
«золотого». Замечательная традиция БАМа продолжается. И, возможно, мы увидим этот
ТЭМ2 № 1912 в Беркаките. Такое вполне возможно. Ведь уже в конце будущего года
стальная магистраль достигнет конечной станции.
В выступлениях первых секретарей Якутского и Амурского обкомов партии, членов
ЦК КПСС Г. И. Чиряева и С. С. Авраменко, других участников митинга прозвучали слова
благодарности строителям линии за досрочную укладку рельсов до разъезда «Якутский»,
пожелания так же по ударному двигаться к конечной станции, выполнить задание партии и
правительства.
Красноречивым ответом стали продолжительные аплодисменты и лозунги на бортах
автомашин, на тепловозе и путеукладчике «Даешь Беркакит!».
В этот день железнодорожная Якутия получила свое золотое начало. Рельсы пошли на
север...
Ашаев, В. Есть «золотое» звено! : Принимай, Якутия, рельсы БАМа / В. Ашаев, В.
Пересторонин // Индустрия Севера. – 1976. – 2 нояб.
Белоусов В. В.
«Последнее звено, как символ дороги к богатствамЯкутии»
На днях в Хабаровске прошли торжества в честь 100-летия Дальневосточной железной
дороги. В числе 160-ти делегатов от Тындинского отделения дороги, (которая с недавнего
времени входит в состав Дальневосточной железной дороги) побывал на празднике и я.
В пять раз моложе точной железной дороги Беркакитский узел. Казалось бы, 20 лет - это
короткий срок, еще живы в памяти первые годы рождения станции Беркакит. А вместе с тем
это уже история, о которой молодое поколение знает рассказов родителей.
… На месте укладки последнего звена стоит памятник. Этот рельс установлен на уголь-
ной глыбе, и памятник символизирует приход железнодорожной линии к угольным богат-
ствам Якутии. Последнее звено железной дороги было уложено 29 октября 1977 года. В этот
же день на станцию Беркакит прибыл первый поезд. День был как по заказу – солнечным и
безветренным. И настроение у
собравшихся на митинг было под стать погоде – радостным и торжественным. Поезд
остановился
напротив вокзала. Точнее - напротив будущего вокзала, на месте которого был вырыт
котлован. Корпус тепловоза был украшен кумачом транспарантов. Как водится, была разре-
зана ленточка, звучали слова приветствий и поздравлений. Поезд доставил груз, прибыли и
“именинники" - строители железной дороги. Здесь стояли четыре строительно-монтажных
поезда. Это путеукладчики СМП-595 и СМП-596, строители СМП-591 и ССМП “Кузбасс”.
Официальная дата рождения станции -10 января 1980-го года. Но работать станция
начала раньше. Мне довелось быть участником торжественного события - прихода первого
поезда - будучи главным ревизором дирекции БАМа в Тынде. МПС начало работать на стан-
ции с 1979-го года. 20 июня 1979-го я был назначен начальником станции Беркакит. Юти-
лись в вагончиках - продолжалось строительство корпусов железнодорожных служб. Среди
тех, с кем я начинал работать - дежурные по станции супруги А. и Д. Жировы, составители
поездов В. Новиков, В. Чиж, машинист С. Шайхулин; первым начальником вокзала была В.
В. Белоусова. Вокзал - ровесник станции: он был пущен также 10 января 1980-го года.
Белоусов, В. В. «Последнее звено, как символ дороги к богатствам Якутии»: 29 октября
– 20 лет со дня прибытия первого поезда на ст. Беркакит / В. В. Белоусов // Индустрия Севе-
ра. – 1997. – 29 окт.