5
К осени стало ясно, что основной проблемой строительства стала нехватка рабочих рук.
При официально установленном количестве работников в 25 тысяч человек, удалось при-
влечь только 2,5 тысячи человек. В результате, вышло второе постановление СНК СССР, по
которому строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ. В 1933 г. проло-
жены небольшие рокадные линии Транссибирской магистрали к намечавшейся трассе БАМа:
Бам - Тында, Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре, Известковая - Ургал.
В 1937 г. организован БАМ-проектстрой в г. Иркутск, где в 1937-42 гг. были составлены
проектные задания и технические проекты по участкам: Тайшет - Братск, Усть-Кут - Нижне-
ангарск, Тында - Зея - Нора, Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (порт Вани-
но). В 1938 г. началось строительство западного участка от Тайшета до Братска, а в 1939 г. -
подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской
Гавани.
В 1940-41 гг. построен первый подход к магистрали – участок Бам - Тында, который в
1942 г. по решению Государственного Комитета Обороны был разобран, звенья пути и мо-
стовые фермы переданы для рокадной дороги вдоль р. Волги, необходимость в которой по-
явилась в связи с обороной Сталинграда. В 1941 г. строительство продолжалось на направ-
лении Волочаевск - Комсомольск-на-Амуре с целью соединения с Транссибирской маги-
стралью. В 1942 г. проложена ещё одна соединительная линия Известковая - Ургал.
В мае 1943 г. Госкомитет обороны принимает решение о строительстве железной дороги
Комсомольск - Советская Гавань.
Восточный участок дороги введён в эксплуатацию в 1945 г. и сыграл существенную
роль в доставке грузов во время войны с Японией.
Прокладка западного участка Тайшет - Лена велась в 1946-51 г.г. В 1947 г. открывается
движение на линии Тайшет - Братск. Введен в эксплуатацию участок Комсомольск-на-Амуре
- Советская Гавань (442 км); в 1951 г
.
- участок Известковая - Ургал (340 км); в июле 1951 г.
прошли первые поезда от Тайшета до станции Лена (города Усть - Кут). Это ускорило строи-
тельство Братской ГЭС и крупных промышленных объектов в Братске и Усть – Илиме; в
1958 г
.
- участок Тайшет - Лена (692 км). С введением его в эксплуатацию строительство ма-
гистрали было приостановлено до 1967 г., когда было принято правительственное постанов-
ление "Об усилении изысканий БАМа".
Начались крупные изыскательские работы и
корректировка
линии,
технико-
экономические обоснования.
5 апреля 1972 г
.
началось строительство
современного БАМ (на станции БАМ отсы-
паны первые кубометры грунта в железную
дорогу Бам - Тындинский).
В 1974 г. вышло Постановление "О
строительстве Байкало- Амурской железно-
дорожной магистрали", после чего развер-
нулись строительные работы на БАМе: все-
го предстояло построить 4 200 км. В апреле
1974 г. был создан "Всесоюзный ударный
комсомольский отряд имени XVII съезда
ВЛКСМ" - первый из таких отрядов на этой
стройке.
14 сентября 1975 г. было уложено "серебряное" звено линии Тында-Чара, а в декаб-
ре1975 г. прошел первый поезд от Усть-Кута до поселка Звездный. В ноябре 1976 г. был сдан
во временную эксплуатацию участок БАМ – Тында, а 1979 г. введен в эксплуатацию участок
Тында - Беркакит (220 км). В октябре 1979 г. первый рабочий поезд прибыл в Северобай-
кальск по ветке, проложенной в обход Байкальского тоннеля. В 1980 г. начато движение по
участку Комсомольск-на-Амуре - Березовка (199 км). В июле 1980 г. организуется Байкало-