44
годах в Беркаките еще вдвое увеличили погрузку нерюнгринского угля, доведя ее до 600
вагонов в сутки, а к 90-м в год перевозили уже по 14,3 млн тонн угля, то железнодорожники
вынуждены были отправлять сдвоенные и строенные поезда или удлинять обычные соста-
вы. Такие темпы работы неоднократно делали станцию Беркакит лучшей по погрузке на
всем Дальнем Востоке и даже на всех железных дорогах России.
Сегодня магистраль из Нерюнгри ушла дальше на Север и в ближайшие годы
первый поезд должен прийти в Якутск. Но это не означает, что роль Нерюнгринского
района в республике будет снижаться. Сегодня рельсы проходят недалеко от крупнейших
железорудных месторождений, на доразведку запасов которых уже выделены деньги. Ак-
тивно строится и ветка Улак-Эльга к одному из самых богатых в мире Эльгинских место-
рождений. Ученые нанесли на карту района и десятки других уникальных месторождений,
освоить которые без железной дороги вряд ли удастся. Именно поэтому, как считает
начальник станции Беркакит Виктор Ляшко, приехавший работать сюда еще 30 лет назад, в
долгосрочной программе развития железнодорожного транспорта, принятой в октябре 2007-
го на съезде железнодорожников страны, свою главу заняли беркакитский узел и станция
Нерюнгри-Грузовая. Программа предусматривает увеличение объемов грузоперевозок на
данном направлении, удлинение подъездных путей и внедрение новых технологий, позво-
ляющих увеличить пропускную способность магистрали.
К сожалению, общая экономическая ситуация в мире привела к сокращению объемов
перевозок и по Малому БАМу. Те же нерюнгринские угольщики за полгода втрое сократили
объемы отправок топлива потребителям. Но, как уверяет Виктор Ляшко, такие временные
трудности не заставили железнодорожников свернуть программу модернизации беркакит-
ского железнодорожного узла. Так, в июне 2009-го об этом они снова говорили на специ-
альном совещании в Хабаровске. В том.что у Малого БАМа есть большое будущее, уверен и
глава Нерюнгринского района Владимир Кожевников. Он один из тех тысяч людей, кото-
рые помнят не только, как все начиналось, но и как строилось и развивалось Глава Кожев-
ников приехал в Нерюнгри в уже в далеком 1976-м и точно знает, что эта магистраль не бы-
ла ошибкой. А ведь еще лет 10 назад многие говорили, что БАМ стал дорогой в никуда, без
перспективы иэкономическойцелесообразности. Но история все же расставила все на свои
места. И сегодня вряд ли можно найти в стране дорогу которая дала бы целому региону
столько же.сколько дал Малый БАМ Якутии. Наверное, его большому «брату» еще пред-
стоит занять подобающее ему место в экономике страны, но в истории миллионов людей,
которые и спустя три десятилетия гордо называют себя бамовцами, Байкало-Амурская ма-
гистраль навсегда останется дорогой молодости, дорогой надежд, дорогой жизни.
Сумченко, Сергей Михайлович. "Рельсы упрямо режут тайгу..." : [из истории стр-ва Малого
БАМа Якутии] / Сергей Сумченко // Индустрия Севера. - 2009. - 10 июля.
Талоло В. П.
Главное препятствие
О строительстве водопропускной трубы на 317-м километре желез-
нодорожной магистрали Тында-Беркакит рассказывает главный ин-
женерСМП-578 Владимир Петрович Талоло.
Во всех точках Малого БАМа кипит работа. Каждый участок ва-
жен, если говорить о напряженных социалистических обязательс твах
строителей линии на 1977 год. Но сегодня всеобщее внимание приковывает к себе в о -
допропускная труба на 317-м километре, в строительстве которой принимают уча с т ие
МО- 54, МК- 158 и наш строительно-монтажный поезд. Сооружение внушительное. Это
будет самая большая водопропускная труба на трассе Тында—Беркаки т. Зде с ь п р ед -